Недавно ученые из Бирмингемского университета предложили худеющим не есть после 14:00. Но с учетом небольшой выборки данных (в исследовании участвовало всего 11 человек), эксперимент не обрел большой популярности. Но есть одно «но», а именно – аутофагия, за открытие которой японскому биологу Йошинори Осуми в 2016 году вручили Нобелевскую премию. Согласно этому открытию, не есть и вправду полезно! И вот что думает об этом популярный украинский генетик Александр Коляда.
Убери мусор… из себя
Пост тела дает пищу душе, говорил Иоанн Златоуст. Бог с ней, с той душой, там пока не все прояснилось, но базовые вещи антивозрастной диетологии богослову явно были известны. И, как всегда, рассматривать высказывания ранних христиан в свете прошлогодних Нобелевских премий по физиологии намного интересней.
В наших клетках постоянно синтезируются новые белки, а значит, они должны и как-то разрушаться. Для белков, которые долго живут и потенциально могут «поломаться», в клетках заложен специальный механизм утилизации «мусора» – аутофагия.
Когда с белком что-то не так, он теряет ориентацию в пространстве, и к нему «подходят» белки-шапероны. Это потрясные ребята, которые… не делают ничего. Разве что изолируют запутавшийся белок от окружающего мира и дают ему время разобраться в себе. Названы они в честь старинной французской должности.
Шаперонами называли смотрителей за юными девами и тех, кто не давал похотливой молодежи делать всякие глупости.
Белки-шапероны помогают «поломанным» белкам вспомнить свою первичную последовательность аминокислот и построить планы на дальнейшую жизнь.
Шапероны настолько важны и универсальны, что вырабатываются в клетке в ответ на любой стресс. Чем больше внутренних проблем, тем больше нужно молекулярных единиц спокойствия.
Если за отведенное запутавшемуся белку время он не принял приемлемую форму, шаперон тащит его в лизосому – не самое приятное место. Там происходит расщепление белка на питательные аминокислоты при помощи очень агрессивных ферментов. По мере надобности, аминокислоты реинкарнируют в более молодые и здоровые белки.
Есть и другой путь аутофагии – макроаутофагия. Она включается, когда нарушается работа не отдельного белка, а большого участка клетки, например, митохондрии. Митохондриям вообще полезно обновляться, у них весьма напряженная работа, связанная в т.ч. со свободными радикалами. Этот процесс уже удалось разглядеть в микроскоп – вокруг митохондрии образуется пузырек – аутофагосома, которая со временем сливается с лизосомой. Таким образом, еще вчера кажущаяся подозрительной, дыхательная станция клетки – митохондрия, сегодня становится клеточным завтраком.
Аутофагия – иллюстрация из популярного научного журнала Science
Не хочешь, не старей
Значение аутофагии для старения трудно переоценить. С возрастом ее активность падает, а количество поломанных белков и органелл возрастает. И все, что активирует аутофагия, рассматривается как средство борьбы со старением и накоплением ошибок.
Самое хорошо изученное средство активировать процесс аутофагии и держать его в тонусе – клеточное голодание.
Все три типа внутриклеточных детекторов-нутриентов – аминокислоты, жиры и углеводы – четко регулируют аутофагию. Как только поступает сигнал, что нутриентов мало, – через 12 часов активируется макроаутофагия. Проводится ревизия больших участков клеток и самые старые уничтожаются. Через 24 часа голодания в ход вступает аутофагия с участием шаперонов, и клетка начинает «разбираться» с мелкими, менее питательными активами.
Самое хорошо изученное средство активировать процесс аутофагии и держать его в тонусе – клеточное голодание.
Дело в том, что все в клетке нужно кормить энергией, а если еды извне становится мало, клетка «сворачивает» все элементы роскоши, без которых может обойтись. Так получается, что среди этих элементов роскоши бывают и токсичные молекулы, от которых давно надо было избавиться.
Второй по эффективности активации аутофагии, но менее изученной, является физическая активность.
Аутофагия в дословном переводе обозначает «самопоедание»
Мы слишком много едим
Пришло время сказать, что не рекомендуются никакие пропуски приемов пищи без предварительной консультации с лечащим врачом. Аутофагию, как способ оздоровления и омоложения, может советовать только человек с необходимой компетенцией. Также здравым смыслом стоит запастись и самим пациентам. Антистарение – только для здоровых.
А тем, кто думает, что клеточный мусор рассосется сам по себе, мудрая природа придумала наглядное напоминание – липофусцин. Комки жира и белка в клетках, которые мы видим как старческие коричневые пятна на руках, висках или других участках кожи, – это скопления липофусцина. Точно такие же откладываются во всех органах и, естественно, мешают работать клеткам. И самое интересное то, что липофусцин откладывается тогда, когда аутофагия уже бессильна. Скопления другого рода, чисто белковые, – причина болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Некоторые исследования доказывают: если человеку не говорить, что он голодает 2 дня (да, такое возможно!), то его умственные способности не страдают. И если уменьшить количество потребляемых калорий до 150 ккал в день, мозг этого даже не заметит. Все это подводит нас к мысли, что мы реально много едим!
Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, на ужин съешь себя. Приятного каннибализма.
Вам будет интересно:
- Стресс: все, что вы хотели знать о стрессе
- Почему мы стареем с разной скоростью
- Теперь на планете мы совсем одни, – генетик Александр Коляда
- Лучшие медицинские открытия 2016 года