Коронавирус COVID-19 уверенно шагает по планете. На фоне спада заболеваемости в Китае стремительно увеличивается число инфицированных в Европе. Вирус не обошел стороной и Украину. Готова ли наша страна справиться с предстоящим вызовом – этот вопрос мы задали иммунологу, доценту кафедры Национальной академии последипломного образования им. Шупика, эксперту МЗ Украины Федору Ивановичу Лапию.
— Отразится ли появление коронавируса в Украине на запланированных массовых мероприятиях?
— Сегодня отменяются конференции и многие другие мероприятия с участием иностранцев. Под угрозой и любые другие массовые мероприятия. Все зависит от того, с какой скоростью коронавирусная инфекция будет распространяться на территории страны. Мы не знаем наверняка, как будут развиваться события. Можно лишь предполагать, что это будет не так стремительно, как, например, на севере Италии. Все таки через Украину проходит гораздо меньший поток иностранцев по сравнению с европейскими странами. Украинские аэропорты не являются хабами, как аэропорты Германии, Нидерландов, Италии, Франции или Великобритании, и в данной ситуации это может оказаться одним из сдерживающих факторов.
— Стоит ли отказываться от всех запланированных полетов и посещений терминалов?
— Всемирная организация здравоохранения советует пока отказаться от путешествий, по крайней мере, в страны с высоким уровнем заболеваемости. Что касается посещения аэропортов, то вероятность заразиться там коронавирусной инфекцией мизерная. Вирус от инфицированного человека к здоровому передается при условии тесного контакта. Если вы на расстоянии более 2 метров от человека с коронавирусом, то у возбудителя практически нет шансов атаковать вас. Эксперты ВОЗ и CDC (Центр по контролю заболеваний, США, ред.) также дают разъяснения касательно вероятности заражения непосредственно в самолете. Вирусу достаточно сложно преодолеть расстояние более чем в 2 ряда в самолете. Высока вероятность заражения, если рядом с вами сидит инфицированный пассажир.
— Панические настроения усиливаются с каждым днем, и проверяться на коронавирус уже готовы даже здоровые люди
— Однозначно нет смысла в поголовном тестировании. Эксперты советуют проводить тестирование только после появления симптомов. Кроме того, всегда есть вероятность ложноположительных результатов, что только усилит панические настроения в обществе. Наконец, количество тест-систем для определения коронавируса в нашей стране ограничено, поэтому их используют только в случаях, когда имеются серьезные основания подозревать заражение COVID-19. В настоящее время в Украине используют полученные по линии ВОЗ тест-системы. Это праймеры для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР). Для проведения такого анализа у пациента берут мазок из горла. На днях мой коллега привез из-за границы экспресс-тесты, выявляющие антитела к коронавирусу. Правда, у меня возникает вопрос, насколько высокой специфичностью они обладают (специфичность теста – способность достоверно определять отсутствие данного заболевания у пациента).
— Если к коронавирусу вырабатываются антитела, то почему появляются сообщения о повторных заражениях?
— Я бы с большой осторожностью интерпретировал подобные сообщения. Если мы обратимся к информации, которую предоставляет ВОЗ и CDC, то таких сообщений пока нет. Коронавирус, как и любой другой вирус, мутирует. То же самое происходит с вирусами гриппа. Можем ли мы говорить о повторном инфицировании уже мутировавшим коронавирусом? Сомнительно. Скорее всего, здесь речь идет об особенностях ПЦР-диагностики. Нуклеиновые кислоты вирусов могут находиться в организме у человека в течение 1-1,5 месяцев после выздоровления. Современная ПЦР-диагностика способна выявить эти следы вирусной РНК, выдавая ложно-положительный результат.
— Согласно статистике дети коронавирусом почти не болеют или переносят инфекцию в очень легкой форме. С чем это связано?
— Этот феномен пока объяснить никто не может. Вполне возможно, что связано это с особым поведением родителей, которые стараются обезопасить своего ребенка от инфекции. Но это лишь предположения экспертов. Точного объяснения пока нет.
— Готова ли наша система здравоохранения справиться с ситуацией в случае стремительного распространения инфекции?
— Все зависит от общего количества инфекционных больных, и не только коронавирусной инфекцией. Ведь в стране все еще циркулируют вирусы гриппа. К тому же, в Украине серьезные проблемы с корью, хотя заболеваемость уже пошла на спад. Еще 2 года назад ситуация с корью была куда сложнее, и если бы коронавирус разразился тогда, то почти со 100% уверенностью могу сказать, что имеющихся мощностей не хватило бы.
Что касается нынешней ситуации с больницами, то в случае большого наплыва пациентов система будет подстраиваться. В больницах будут установлены дополнительные койки. Пока мы не ожидаем какой-либо экстраординарной ситуации, но при необходимости будут разворачиваться и мобильные госпитали. У нас нет возможности, как в Китае, за неделю строить огромные клиники, поэтому для лечения тяжелобольных могут быть использованы и другие помещения, где можно разместить все необходимое для терапии. Если будет необходимость, то воспользоваться можно и стадионами, и это не шутки.
— Когда появится вакцина или препарат от коронавируса?
— Что касается вакцины, то наиболее реалистичный прогноз – это 1,5-2 года. Современные технологии позволяют достаточно быстро разработать вакцину. Но для проведения доклинических и клинических исследований необходимо время. С препаратами пока сложнее. Рассматриваются препараты прямого действия – ингибиторы протеиназы. Есть сообщения, что в качестве лекарств при коронавирусной инфекции могут быть эффективны препараты для лечения ВИЧ и гепатита С, но пока нет никакой доказательной базы, поэтому говорить об этом рано.
— Есть ли надежда, что с потеплением эпидемия стихнет?
— Да. Все инфекции, передаваемые воздушно-капельным путем, как правило, идут на спад в теплое время года. Имеются данные, что ультрафиолет существенно ограничивает распространение коронавируса. Поэтому мы ожидаем, что с приходом теплой солнечной погоды все должно стабилизироваться. Но это отнюдь не значит, что на этом история с коронавирусом быстро завершится. Неизвестно, что будет осенью. Напомню, что эпидемия Испанскогоа грипп («испанки»), пошла на спад в июле-августе 1918 года, но с приходом осени возникла вторая волна эпидемии, оказавшаяся куда более страшной, чем первая. Но с тех пор прошло более 100 лет. Сегодняшний уровень медицины позволяет надеяться, что последствия коронавирусной инфекции будут не такими драматичными, как «испанки».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
МАСКИ МЕДИЦИНСКИЕ: ВИДЫ МАСОК ПРИ ЭПИДЕМИИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ